Шема привода внедорожника Нива 2121 — полный разбор устройства, особенности и принцип работы

Нива 2121 — это продолжение серии внедорожников от автомобильной компании АвтоВАЗ. Эта модель, выпускаемая с 1977 года, стала популярной благодаря своей надежности и возможностям для бездорожья. Одним из ключевых составляющих успеха Нивы 2121 является ее шема привода.

Принцип работы шемы привода Нива 2121 крайне прост: двигатель передает мощность на трансмиссию, которая в свою очередь передает ее на передние и задние колеса.

Основными элементами шемы привода Нива 2121 являются:

  • Двигатель: бензиновый, объемом 1,7 литра, с мощностью 80 лошадиных сил. Он оснащен системой инжекторного впрыска топлива, что обеспечивает экономичность и надежность работы.
  • Трансмиссия: механическая, 5-ступенчатая. Она позволяет плавно переключать передачи и выбирать необходимую скорость в зависимости от условий дороги и вождения.
  • Редукторы: передний и задний, который отвечают за передачу мощности на колеса. Они позволяют водителю выбирать режимы движения — только передний привод, задний привод или полный привод.

Благодаря такой конструкции шемы привода, Нива 2121 обладает отличной проходимостью в сложных условиях и на бездорожье. Этот внедорожник является незаменимым помощником для тех, кто любит активный отдых и предпочитает покорять дальние уголки природы.

Нива 2121: современный привод

Привод автомобиля Нива 2121 отличается современными технологиями и функциональными особенностями, которые обеспечивают надежность и эффективность работы автомобиля в различных условиях.

Электронная система управления

Одной из ключевых особенностей современного привода Нива 2121 является наличие электронной системы управления, которая контролирует работу всех основных элементов привода. Это позволяет автомобилю эффективно распределять мощность между передними и задними колесами в зависимости от условий движения.

Усиленный задний мост

Современный привод Нива 2121 оснащен усиленным задним мостом, который обеспечивает повышенную прочность и долговечность. Это особенно важно для автомобилей, которые часто используются на бездорожье или в условиях с низким качеством дорог.

Задний мост Нива 2121 также имеет блокировку, которая позволяет включить полный привод и обеспечивает лучшую проходимость в сложных условиях. Благодаря этой функции автомобиль справляется с пересечением рек, болот и других бездорожных участков.

Дифференциал с самоблокировкой

Дифференциал

Для улучшения проходимости автомобиля Нива 2121 используется дифференциал с самоблокировкой. Это устройство позволяет автоматически распределять крутящий момент между колесами, обеспечивая оптимальное сцепление с дорогой даже на скользком покрытии.

Самоблокирующийся дифференциал Нива 2121 существенно повышает управляемость автомобиля и обеспечивает стабильность при движении по пересеченной местности.

  • Преимущества современного привода Нива 2121:
  • Эффективное распределение мощности между колесами
  • Усиленный задний мост с блокировкой
  • Самоблокирующийся дифференциал

Эти элементы привода обеспечивают автомобилю Нива 2121 высокую проходимость и устойчивость на различных дорожных покрытиях, что делает его незаменимым вне городской среды.

Основные компоненты привода Нива 2121

Шема привода Нива 2121 состоит из нескольких основных компонентов, которые обеспечивают ее правильное функционирование. Рассмотрим каждый из них подробнее:

1. Двигатель

Основным источником мощности для привода Нива 2121 является двигатель. В зависимости от модели автомобиля это может быть бензиновый или дизельный двигатель. Он обеспечивает вращение коленчатого вала и передачу энергии на остальные компоненты привода.

2. Механическая коробка передач

Механическая коробка передач позволяет изменять передаточное число и выбирать нужную передачу в зависимости от скорости движения автомобиля. Нива 2121 обычно оснащается пятиступенчатой механической коробкой передач.

3. Раздаточная коробка

Раздаточная коробка является важным компонентом для обеспечения полного привода. Она позволяет выбирать режимы передачи с разными коэффициентами передаточного числа и переключаться между передним и задним приводом.

4. Карданный вал

Карданный вал осуществляет передачу крутящего момента от коробки передач на раздаточную коробку и от нее — на мосты и колеса автомобиля. Он состоит из нескольких секций, соединенных шарнирными сочленениями.

5. Мосты и полуоси

Мосты и полуоси служат для передачи крутящего момента от карданного вала к колесам автомобиля. Они состоят из нескольких шестерен и зубчатых передач, обеспечивающих передачу вращения и создание момента на каждом колесе.

6. Передние и задние валы передач

Передние и задние валы передач являются промежуточными элементами, обеспечивающими передачу вращения от коробки передач к раздаточной коробке и от нее — к мостам и полуосам.

7. Колеса

Колеса Нива 2121 приводятся в движение с помощью всего привода. Они обеспечивают устойчивость и маневренность автомобиля, а также создают сцепление с дорогой.

Все эти компоненты взаимодействуют вместе, обеспечивая надежную и плавную работу привода Нива 2121. Каждый из них играет важную роль и важен для общей системы привода автомобиля.

Двигатель: сердце автомобиля

В шеме привода Нива 2121 используется бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Он состоит из нескольких основных элементов, каждый из которых выполняет свою роль в работе двигателя.

Основные элементы двигателя:

Название Описание
Цилиндры Внутри цилиндров происходит сгорание топлива под действием искры от свечи зажигания. Здесь происходит выработка механической энергии.
Поршни Поршни перемещаются внутри цилиндров под действием газов, создаваемых сгоранием топлива. Они передают силу на коленчатый вал, что обеспечивает вращение двигателя.
Коленчатый вал Коленчатый вал преобразует линейное движение поршней во вращательное движение. Он является основным элементом двигателя, который передает механическую энергию на приводные системы автомобиля.
Головка блока цилиндров Головка блока цилиндров закрывает верхнюю часть цилиндров и обеспечивает герметичность рабочей камеры. Она содержит свечи зажигания, клапаны и каналы для подачи топливного воздушной смеси.
Система питания Система питания отвечает за подачу топлива в цилиндры и смешивание его с воздухом. Она включает в себя топливный бак, топливные насосы, фильтры и форсунки.

Все эти элементы взаимодействуют между собой, создавая рабочий цикл, который обеспечивает движение автомобиля. Шема привода Нива 2121 предусматривает использование рядного четырехцилиндрового двигателя объемом 1,6 литра и мощностью 80 лошадиных сил.

Таким образом, двигатель является неотъемлемой частью автомобиля и определяет его характеристики, такие как скорость, мощность и экономичность.

Коробка передач: передача мощности

Основными элементами коробки передач являются:

Валы и шестерни

Валы и шестерни являются основными механизмами передачи мощности в коробке передач. Валы представляют собой вращающиеся оси, которые соединяются с двигателем и передают вращение. Шестерни выполняют функцию передачи мощности от одного вала к другому. Они имеют разные размеры, что позволяет выбирать различные передаточные отношения для разных скоростей.

Муфты и синхронизаторы

Муфты и синхронизаторы являются элементами, которые обеспечивают переключение передач без рывков и износа. Муфты используются для соединения определенных шестерен с валами, в зависимости от выбранной передачи. Синхронизаторы снижают скорость вращения шестерни перед соединением с валом, что позволяет идеально совместить скорости вращения и избежать рывков.

Коробка передач Нива 2121 имеет пять передач вперед и одну заднюю. Для переключения передач используется рычаг, который позволяет водителю выбирать нужную передачу в зависимости от скорости и обстановки на дороге.

Принцип работы привода Нива 2121

Привод Нива 2121 основан на системе полного привода на все четыре колеса, что обеспечивает отличную проходимость и устойчивость автомобиля на любом типе дороги. Основные элементы привода включают в себя передние и задние приводные валы, раздаточную коробку и дифференциалы. Раздаточная коробка предназначена для регулировки передачи мощности на передние и задние колеса.

Передний привод

Передний привод используется для поворота передних колес автомобиля. При движении по прямой линии мощность от двигателя передается через раздаточную коробку и передний приводной вал к ведущим передним колесам. Когда автомобиль поворачивает, включается задний привод, что позволяет обеспечить лучшую устойчивость автомобиля на дороге.

Задний привод

Задний привод используется для передачи мощности от двигателя к задним колесам. При передвижении по прямой линии мощность передается через раздаточную коробку и задний приводной вал к задним колесам, обеспечивая тем самым движение автомобиля. Задний привод также активируется при повороте автомобиля, чтобы обеспечить лучшую устойчивость при переключении между передним и задним приводом.

Благодаря использованию полного привода и регулировке передачи мощности между передним и задним приводом, привод Нива 2121 обеспечивает высокую проходимость и устойчивость автомобиля на любом типе дороги и в различных погодных условиях.

Механическая передача: силовая цепь

Сердцем силовой цепи является коробка передач, которая содержит набор шестеренок разного размера. Путем соединения этих шестеренок в различных комбинациях достигается переключение различных передач, что позволяет изменять скорость и крутящий момент на выходе. Коробка передач передает силовой поток от двигателя к приводным колесам через промежуточный вал и карданный вал.

Промежуточный вал — это вал, который соединяет двигатель и коробку передач. Он благодаря шлицевым соединениям на концах позволяет передавать вращение и передает его на вход коробки передач.

Карданный вал — это вал с опорными подшипниками, который передает вращение с выхода коробки передач на приводные колеса. Этот вал обеспечивает угловую передачу и компенсирует разность вращательных скоростей задней и передней оси автомобиля. Карданный вал включает в себя карданный шарнир, который позволяет компенсировать движение с длинами.

Важными элементами силовой цепи также являются различные муфты и соединительные валы. Они позволяют обеспечить правильное соединение и передачу силы между различными элементами механической передачи.

Все эти элементы силовой цепи работают вместе, чтобы передать силу от двигателя к колесам, обеспечивая движение автомобиля вперед или назад, а также изменение скорости и крутящего момента, в зависимости от выбранной передачи.

Сцепление: соединение двигателя и коробки передач

Основной функцией сцепления является разрыв и установление связи между двигателем и коробкой передач при переключении скоростей или остановке автомобиля. Благодаря сцеплению возможно плавное пуск двигателя, а также изменение передач без остановки движения автомобиля.

Сцепление состоит из следующих основных элементов:

Диск сцепления:

  • Вращающийся диск, который приводится в движение благодаря моменту, создаваемому двигателем.
  • Обладает выступами на поверхности, называемыми шлицами. Эти шлицы взаимодействуют с соответствующими выступами на поверхности корзины муфты сцепления.

Прессующее устройство:

  • Прессующий диск, установленный на специальном механизме.
  • Прессующий диск нажимает на диск сцепления под действием силы пружины. Это позволяет передавать крутящий момент с двигателя на коробку передач.

Муфта сцепления:

  • Корзина, соединяющая диск сцепления и вал коробки передач.
  • Обеспечивает передачу вращения и момента от двигателя на коробку передач.

В процессе работы сцепление создает трение между диском и корзиной муфты сцепления. Это позволяет передавать энергию двигателя на коробку передач и обеспечивать плавное переключение передач.

Комплексное взаимодействие этих элементов позволяет эффективно передавать мощность двигателя на коробку передач и обеспечивать плавное управление автомобилем.

Раздаточная коробка: выбор режима привода

Режимы привода:

1. Передний привод: в этом режиме усилие передается только на передние колеса автомобиля. Он используется на дорогах с хорошим покрытием, где не требуется дополнительной тяги.

2. Задний привод: этот режим активируется, когда необходим увеличенный крутящий момент на заднюю ось автомобиля. Он используется в случаях, когда требуется повышенная проходимость или тяга.

3. Полный привод: в этом режиме усилие передается одновременно на передние и задние колеса автомобиля. Он используется в условиях сложного рельефа, где требуется максимальная проходимость и тяга.

Принцип работы:

Выбор режима привода осуществляется с помощью механизма в раздаточной коробке. Когда рычаг находится в положении 4WD High (полный привод), кронштейн передачи раздаточной коробки соединяет передний и задний валы, и усилие передается на все колеса автомобиля. При переводе рычага в положение 2WD (задний привод), передний вал отсоединяется от заднего, и усилие передается только на задние колеса. В положении 4WD Low (полный привод с пониженной передачей) используется редукционная передача, которая позволяет повысить мощность и крутящий момент, необходимые для справления с экстремальными условиями прохождения.

Выбор режима привода зависит от дорожных условий и требуемой проходимости автомобиля. Осознанное использование различных режимов поможет вам полностью раскрыть потенциал привода Нива 2121 в любых условиях.

Карданный вал и приводные валы: передача вращательного движения

Карданный вал состоит из нескольких соединенных друг с другом валов, которые позволяют компенсировать малейшие отклонения осей передачи и моста. Это важно для плавности и надежности передачи вращательного движения.

Приводные валы служат для передачи вращательного движения от карданного вала на ведущие колеса автомобиля. Они соединены с приводной осью и вращаются вместе с ней.

За счет размещения карданного вала и приводных валов автомобиль получает полный привод на все колеса. Это особенно важно для передвижения по бездорожью и сложным дорожным условиям.

Мосты: передача крутящего момента на колеса

Передний мост осуществляет передачу крутящего момента на передние колеса автомобиля. В его основе находится фрикционная муфта — дифференциал, позволяющий передним колесам вращаться с разной скоростью при движении по повороту.

Задний мост также выполняет функцию передачи крутящего момента на колеса, однако у него отсутствует дифференциал. Это связано с тем, что на задней оси установлен блокировка дифференциала, которая позволяет передавать крутящий момент на оба колеса одновременно. Это особенно полезно при движении по бездорожью и позволяет достичь лучшей проходимости автомобиля.

Важной особенностью привода Нивы 2121 является его полный привод — передача крутящего момента на все колеса. Это осуществляется благодаря принципу работы переднего и заднего моста, обеспечивающему равномерное распределение мощности между всеми колесами вне зависимости от условий дороги.

Модернизация привода Нива 2121

Важным аспектом модернизации привода является замена старых и изношенных компонентов на новые и более эффективные. Основные элементы, требующие модернизации, включают в себя подшипники, карданный вал, передний и задний мосты.

Подшипники являются критическими элементами привода, так как они обеспечивают плавное и безопасное движение автомобиля. Современные подшипники изготовлены из высококачественных материалов и обладают повышенной износостойкостью и долговечностью.

Карданный вал является важным компонентом привода, который передает вращение двигателя на передний и задний мосты. В процессе модернизации можно заменить старый карданный вал на более легкий и прочный. Это позволит улучшить динамические характеристики автомобиля и снизить нагрузку на передний мост.

Передний и задний мосты также подлежат модернизации. Их можно заменить на мосты с улучшенной грузоподъемностью и прочностью. Это позволит улучшить проходимость Нивы в экстремальных условиях.

Однако, при модернизации привода Нивы 2121, необходимо учитывать совместимость и согласованность всех компонентов, чтобы избежать негативных последствий для работы автомобиля. При необходимости, рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут правильно выбрать и установить необходимые модернизационные компоненты.

Установка блокируемого дифференциала

Установка блокируемого дифференциала на Ниву является популярным улучшением, которое повышает проходимость автомобиля. Это особенно актуально при езде по бездорожью, когда колеса находятся на неровной поверхности или в грязевой яме.

Принцип работы блокируемого дифференциала

Блокируемый дифференциал позволяет обеспечить распределение крутящего момента между задними и передними колесами в определенных пропорциях, в зависимости от условий прохождения территории.

При включении блокировки дифференциала, водащие ступицы задних колес блокируются и вращаются с одинаковой скоростью, что позволяет улучшить сцепление колес с дорогой и обеспечить более равномерное распределение крутящего момента.

Однако, следует помнить, что включение блокировки дифференциала на асфальте или при повороте может привести к повреждению приводных элементов и резкому износу шин, поэтому такая опция лучше использовать только при необходимости, в ситуациях, где важна максимальная проходимость транспортного средства.

Апгрейд коробки передач

Вариантов апгрейда коробки передач существует множество, и все они направлены на улучшение ее характеристик и надежности. Одним из самых популярных апгрейдов является замена стандартных шестерен на более прочные и износостойкие. Такая замена позволяет повысить грузоподъемность автомобиля и улучшить его проходимость.

Другой вариант апгрейда — установка спортивных сцеплений. Сцепление является ключевым элементом коробки передач и от него зависит смена передач и передача крутящего момента. Спортивные сцепления обеспечивают более точное и быстрое переключение передач, что повышает динамические характеристики автомобиля.

Также популярным апгрейдом является установка усилителя переключения передач. Усилитель позволяет уменьшить усилие, необходимое для переключения передач, что делает процесс более комфортным и плавным. Это особенно актуально при использовании автомобиля в условиях городского движения.

Другие возможные апгрейды коробки передач включают установку спортивной сцепки, увеличение числа передач, установку ограничителя максимальной скорости и другие. Каждый из этих апгрейдов направлен на улучшение определенных характеристик автомобиля и может быть сочетан с другими модернизациями для достижения наилучших результатов по апгрейду коробки передач.